Бережливое производство: факторы успеха, о которых неудобно говорить

Бережливое производство, или как модно называть - Лин (от англ. Lean Thinking) конечно можно считать наиболее популярной методикой улучшения производственных систем нынешних отечественных компаний. Этой популярности бережливое производство обязано отчасти столь хорошо раскрученному консультантами бренду, отчасти широко известному феномену, под названием «Японское экономическое чудо», но все же больше компании Toyota - ведущему автопроизводителю современности, производственная система которой (Toyota Production System) положила начало Лин-методики. Общественное признание и распространенность методики обращают внимание все большего круга производственных предприятий, которые заинтересованы в улучшении своих бизнес-процессов и устранении издержек. Но, все же, дела с использованием бережливого производства идут не так гладко, как хотелось бы многим управленцам. И тому есть ряд причин.

Во-первых, сформировалось заблуждение, что процедура создания бережливого производства ровным счетом ни во что не обходится и может быть выполнена только за счет внутренних резервов компании. Часто примерно так это преподносится консультантами, которые заставляют лучше мотивировать персонал и вовлекать их в кайдзен-деятельность. Часто забывается то обстоятельство, что между желаниями менеджеров компании и потребностями рабочих может существовать большой разрыв, и то, что правильно воспринимается средой топ-менеджеров, в среде работников имеет видимость сверхнормативной нагрузки ни как не связанной с их представлением о личном процветании. Итог понятен - поддержки со стороны тех, чьими руками бережливое производство должно поддерживаться нет, и высокий посыл убывает обычным путем.

Во-вторых, следует помнить о устоявшейся системе управления нынешними российскими предприятиями, которая хотя и называется административной, но существенно отличается от общепринятой модели Анри Файоля. Та форма, которую эта модель приняла в нынешних организациях очень удачно названа «репрессивным менеджментом». Ее характерный признак - четкая вертикаль власти и четкое разделение ролей между отдельными ветвями оргструктуры. В этих условиях многие отделы иногда напоминают феодальные княжества, соорудившие глухие информационные барьеры для отстаивания своих локальных интересов. Бережливое производство - это, в первую очередь, процесс, то есть действие в горизонтальной плоскости - в плоскости потока создания стоимости. Такой поток образован не только движением материальных запасов, но и информационными связями, не менее значимыми для четкой организации производства. В том случае, когда непрерывное движение информации прерывается, а сама информация применяется в качестве средства получить баллы в глазах вышестоящего менеджера, то вполне очевидно, что выполнение в принципе несложных шагов по согласованию интересов может длиться неделями, месяцами, и даже годами. А ведь непрерывное течение потока - это и есть самая важная цель бережливого производства.

И конечно же, в-третьих, бережливое производство есть, прежде всего, совершенно иная философия производственных отношений, выстроенная на основе тотальной заинтересованности в решении производственных проблем. Главная цель которая при этом преследуется - выявление истинных источников проблем и их общее решение. Тем не менее издавна повелось, что основное в административном менеджменте - найти крайнего. А кто пожелает оказаться крайним? Из-за этого и прячутся реальные причины проблем под дымовой завесой всеобщей непричастности. Управление методом «тушения пожаров» - широко известное выражение, наглядно показывающее специфику подхода решения проблем во многих производственных компаниях. Никого не интересуют настоящие причины, а вот распределение ответственности, поиск невинных и наказание непричастных это широко распространенная и общепринятая форма управления, дающая возможность проявить себя как действенного менеджера.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: