Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Девчата»!
Памяти Надежды Румянцевой…
Когда Наталья Кустинская требовала от своего мужа, Юрия Чулюкина, главной роли в фильме «Девчата», он, как мог отбивался, говоря что-то типа «Дорогая, ты слишком красива для этой роли». Потому что каким-то шестым режиссерским чувством понимал, что для роли Тоси Кислициной существует только одна кандидатура — Надежда Румянцева.
И чутье его не подвело: сейчас даже представить себе трудно другую повариху, перевоспитавшую взбалмошного гордеца в исполнении Николая Рыбникова. Но ради того, чтобы роль досталась Румянцевой, Чулюкину пришлось выстоять против шквала жалоб и угроз, потому что на роль пробовались многие девушки, при этом за спиной у половины из них «стояли» весьма могущественные покровители из Госкино.
«Играть будет эта пичуга!» — поставил последнюю точку в кинопробах Михаил Ромм, руководивший проектом. И «пичуга», которой к тому времени было уже больше тридцати, блестяще справилась с ролью семнадцатилетней девчушки. А это, согласитесь, уже высший пилотаж. Между прочим, знаменитый Тосин наряд — пальтишко и шапка-ушанка — произведение исключительно авторства Надежды Румянцевой: пальто она сшила себе сама, а шапку-ушанку «взяла напрокат» у племянника. До сих пор даже тем, кто участвовал в создании фильма, кажется, что Тося Кислицина и Надя Румянцева — это два совершенно разных человека, существующих отдельно друг от друга.
Николай Рыбников ради съемок в фильме совершал настоящие трудовые подвиги: похудел на двадцать килограммов, смирился с тем, что в комедии не нашлось роли для его обожаемой супруги Аллы Ларионовой, блестяще сыграл пылкую и глубокую любовь к героине Надежды Румянцевой, хотя с самой актрисой на всем протяжении съемок был практически «на ножах».
Но главным его подвигом стало — пройти все пробы, потому что конкурентов у него было — хоть отбавляй. Юрий Саранцев «не смотрелся» рядом с Румянцевой, Виктор Борцов «не приглянулся» худсовету, а Вячеславу Шалевичу отказал лично режиссер Чулюкин: он пожалел сидевшего на диете Рыбникова да и, к тому же, понял, что актер идеально подходит для этой роли.
Не все клеилось поначалу: звездный Рыбников никак не хотел смириться с тем, что на съемочной площадке главной героиней, как и в фильме, стала малоизвестная в то время Надя Румянцева. «Он приехал на съемки суперзвездой и смотрел на меня свысока», — вспоминала позже актриса. Пошли скандалы, ссоры, размолвки, недовольства. Часто отношения выяснялись прямо во время съемок, после чего приходилось переснимать дубли. Но Рыбников, будучи настоящим профессионалом, вовремя опомнился, излечился от «звездной болезни» и начал работать в полную силу.
Маргарита Криницына, Валентина Талызина — Надя в фильме могла получиться какой угодно. И хорошо, что роль досталась Инне Макаровой: актриса сделала, в общем-то, бедноватый по книге образ Нади-тихони, более сложным и многогранным. Режиссер в результате показал свою Надю девушкой, оставшейся в «старых девах», смирившейся со своей судьбой и согласившейся на свадьбу с Ксан Ксанычем только потому, что деваться некуда, не одной же оставаться.
Но первоначально Надя Инны Макаровой — это совсем другая личность, и если бы Чулюкин не вырезал из фильма кадры, в которых Надя бросает своего нелюбимого жениха, и остается ждать настоящего чувства, мы бы увидели совсем другую героиню. Инна Макарова еще очень долго обижалась на режиссера за то, что он так обеднил, «обкромсал» образ ее героини, поэтому принципиально не присутствовала на премьере фильма.
Пожалуй, только великолепная Люсьена Овчинникова не испытывала особой конкуренции на пробах: ее утвердили сразу. А Людмила Шагалова пробовалась так, для проформы.
Роль Анфисы была предметом мечтаний Клары Лучко. «Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли. Я тогда расстроилась — и роль была интересной, и фильм получился замечательным» — вспоминала актриса. Но Анфиса в исполнении Светланы Дружининой — это очень яркий образ, запоминающийся, цельный, выбивающийся из череды ролей Дружининой, сыгранных к тому времени.
Во время съемок происходило много курьезов и интересных случаев. Например, во время съемок «на натуре» Рыбников лизнул железную ложку и… прилип. Все мы знаем, каково потом отдирать примерзший железный предмет. Надежда Румянцева, наблюдая, как Рыбников отрывает ложку с кожей и кровью, поразилась мужеству актера.
Часть съемок проходила в Ялте при тридцатиградусной жаре. От актеров опять потребовалось недюжинное терпение и мужество, чтобы на высоте отыграть эпизоды в тяжелых и жарких тулупах и валенках. Для того чтобы изобразить мороз, на съемочной площадке использовали специальный белый газ, который в то время еще имел едкий и неприятный запах.
Свою первую роль сыграл в фильме и Михаил Кокшенов, которого заставляли выпивать по целому графину воды до тех пор, пока актеру не стало плохо. Кокшенов часто шутил, что с тех пор он ненавидит графины с водой. А у Пуговкина никак не выходило бросить на кровать подушку так, чтобы она приземлилась красиво, уголком вверх. И когда актер уже просто устал сражаться с непослушной подушкой, он в сердцах отбросил ее в сторону и, что вы думаете, попал именно так, как было нужно!
Экранизация повести Бориса Бедного имела оглушительный успех. И не удивительно. Это сегодня мы уже привыкли к такому кино: он — крутой, «на спор» влюбляет в себя девушку, а после понимает, что любит ее по-настоящему, и перевоспитывается. Подобные истории любви популярны в жанре молодежных романтических фильмов типа «Это все она» и «Спеши любить». А тогда, в 1961 году, подобные сюжеты трудно было снять так, чтобы с точки зрения идеологии было «не прикопаться». Но получилось. И во многом благодаря замечательному актерскому составу.
Фильм был отмечен множеством наград: приз кинофестиваля в Эдинбурге в 1961 году, Каннского кинофестиваля и фестиваля в Мар-дель-Плата в 1962 году. Надежде Румянцевой вручили даже специальный приз «Чаплин в юбке».
Но, конечно, не это является основным мерилом успеха фильма, а то, что, спустя уже столько лет, фразы и словечки из «Девчат» живут в нашем языке. Не найдется, думается, ни одного взрослого человека в России и на бывшем постсоветском пространстве, кто не смотрел бы или хотя бы не слышал о фильме «Девчата». «Штабелями складываются», «Гречку? Обожаю!», «Нос мешает целоваться» и многие-многие другие выражения и цитаты разлетелись с экрана и «ушли в народ». Саундтрек, как это сейчас называется, фильма стал настолько популярен, что песни «Старый клен» и «Хорошие девчата» воспринимаются как народные, хотя у них есть, конечно, авторы.
Фильму «Девчата» трудно давать оценку. Потому что он настолько любим, что в своих оценках трудно быть объективным. Для меня фильм «Девчата» — это Надежда Румянцева, перед талантом которой я преклоняюсь. Которую вспоминаю с теплотой и грустью… Которой очень не хватает…
Фильм «Девчата» — это Николай Рыбников, удивительный мужчина, умевший горячо и преданно любить и ненавидеть и в жизни, и в кино. Фильм «Девчата» — это целое созвездие замечательных артистов, режиссеров, сценаристов. «Девчата» — это особая атмосфера, уютная советская действительность, та, которую вспоминают с теплотой мои бабушка и дедушка, родители, старшее поколение.
Когда я в детстве смотрела сказки, меня часто посещало желание шагнуть туда, в телевизионный экран, чтобы оказаться внутри. «Девчата» — это фильм, в котором хочется оказаться.